Понедельник
29.04.2024
10:52
Приветствую Вас Гость
RSS
 
*
Главная Регистрация Вход
ФЕЙК НА БЕРЕГУ ОЗЕРА СТЕРЖ »
ОСНОВНОЕ МЕНЮ

События и люди

Культура

ОБО ВСЕМ

СПРАВКА
  • ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ
  • БИБЛИОТЕКА
  • МУЗЕЙ
  • АДМИНИСТРАЦИЯ
  • ДНТ
  • ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

  • Друзья сайта
  • ВК Холм на фотографиях
  • ВК Холм. История в лицах
  • ВК ДЕРЕВНИ ХОЛМСКОГО
  • ВК Вчера, Сегодня, Завтра
  • ВК ФОТОАЛЬБОМЫ
  • ВК Битва за Холм
  • ВК Холмский уезд
  • ВК ХОЛМ ОНЛАЙН
  • ВК ВИДЕОХОЛМ
  • ЖЖ Глобус
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании

  • Форма входа


    ФЕЙК НА БЕРЕГУ ОЗЕРА СТЕРЖ

    На краю деревни Новинка, стоящей на берегу озера Стерж, уже более пяти лет находится старый каменный крест, перенесённый сюда из деревни Верхний Аполец. Мы уже писали об этом кресте и на нашем форуме, и в нашей книге. Но после очередного посещения и общения со случайными посетителями этого места, решили ещё раз, более подробно, рассказать об этом кресте и о лживости надписи на находящейся рядом с ним информационной табличке.


    Мы часто сталкиваемся с тем, что практически на каждой речке в нашем северо-западном регионе местные краеведы упоминают набивший оскомину путь «из варяг в греки», который проходил мимо их деревни (села, города и т.д.). Им очень хочется связать свою малую родину с чем-то широко известным и весьма древним. Им не важно, что в древности, как и сейчас, были различные пути сообщения между рядовыми населёнными пунктами, ремесленно-торговыми центрами (городами) и центрами власти, а крупные международные торговые пути по нашей территории не были широко распространены. Более того, по мере становления государственности на внутренние пути иностранных купцов уже старались не пускать. Вот вам торговой двор в Новгороде – а дальше, извините, торговать западными товарами будут уже новгородские, а не западные купцы. Археологические находки в северо-западных землях России арабских дирхемов и китайского шелка говорят о перемещении товаров, а не арабов и китайцев. В связи с этим рассматривать озеро Стерж как часть транзитного пути скандинавов в Византию нет никаких оснований, а вот учитывать его как элемент торгово-хозяйственных связей древнерусского местного населения вполне правомерно.

    Теперь поговорим о так называемых «вехах» на древних путях в виде «дорожных» каменных крестов. Увы, это ещё одно сильнейшее заблуждение, которое часто встречается в различных публикациях. Нет ни одного доказательства того, что каменные кресты выступали в такой роли. Нахождение части крестов около берегов рек и озёр? Но ведь именно на берегах озёр и рек всегда жили люди, которые имеют обыкновение умирать. И сотни кладбищ находятся на высоких берегах многочисленных водоёмов. Мы их тоже будем называть вехами пути из варяг в греки? Поэтому нет никаких каменных крестов, которые служили бы «вехами на пути из варяг в греки», это выдумки и фантазии не разбирающихся в теме сочинителей табличек. Да и с термином «дорожный» тоже надо быть весьма осторожным. Месторасположение объекта не всегда объясняет его функциональное назначение.

    Кстати, в верховьях Западной Двины, Волги, и на водоразделе с бассейнами рек Ловать и Пола нами было обнаружено к 2018 году 44 каменных креста (на территории современной Новгородской области 13 экз., на территории Тверской области - 31 экз.).

    Карта расположения крестов в верховьях Западной Двины и Волги

    При этом из 27 мест обнаружения каменных крестов в 20 случаях (74,07%) кресты были достоверно обнаружены на кладбищах. В 5 случаях кресты были перемещены со своих исторических мест в музейные экспозиции без подробного исследования мест их изъятия.

    Стерженский крест, который упоминается в тексте на табличке, был обнаружен в XIX веке, когда помещик Обернибесов перенёс его на местное кладбище со старого городища. Но вполне возможно, что и на городище крест также был перенесен с первоначального места установки. Поэтому утверждение, что вновь перенесённый крест поставлен на то же место, где стоял Стерженский крест, также не соответствует действительности – ведь и городище, и кладбище находятся в стороне от рассматриваемого места. Хотя, если посмотреть на глобус, то погрешность действительно может показаться незначительной.

    О цели установки Стерженского каменного креста существует несколько версий. Кто-то считает, что его поставили в память о работах по углублению верховьев реки Волги, кто-то предлагал версию, что это в честь некого странного обряда. Мы полагаем, что углублять Волгу в этом месте было бессмысленно. Поэтому наша версия, подробно изложенная в книге "Безмолвные стражи прошлого. Монументальные каменные кресты", предполагает, что крест был поставлен с молитвой о Божьей помощи в устройстве искусственного водного сообщения между озерами Селигер и Стерж через озёра Стергут, Свапуща и речку Глушицу. Причина таких работ, скорее всего, была связана с включением в хозяйственный оборот Великого Новгорода новых территорий (волостей Лопастица, Стерж, Буец и т.д.), переданных в начале XII в. Великим князем Мстиславом Великим из состава Смоленских земель и с улучшением пути через Селигер на Западную Двину и далее в Смоленск и Киев.

    Теперь обратим внимание на каменный крест из деревни Верхний Аполец (кстати, координаты, указанные на табличке, не соответствуют тому месту, где он стоял). В тексте таблички говорится, что крест перенесён из заброшенных мест Волговерховья. Ну что, же авторы этого опуса снова врут. Деревня Верхний Аполец удалена от истока Волги на 44 километра по прямой! Ручьи около этой деревни являются притоками реки Большой Тудёр, которая впадает в Кунью, которая, в свою очередь, впадает в реку Ловать, которая впадает в озеро Ильмень. То есть никакого отношения к Волге месторасположение каменного креста из Апольца не имеет. По поводу заброшенности тоже есть определённое лукавство: да, деревня заброшена, но до асфальтовой дороги федерального значения от креста меньше 2 километров. В общем, не так уж страшно далеко.

    Аполецкий крест по внешнему виду отличается от Стерженского формой лопастей и отсутствием надписи. В центральной части креста видны следы искусственных повреждений.

    Внешний вид каменных крестов (форма лопастей, особенности изображения и надписей), по результатам проведённых исследований, оказался очень важным фактором для понимания того, кто и когда мог этот крест сделать. По внешнему виду мы можем отличать новгородские каменные кресты от псковских и ростово-московских, а также от крестов Великого княжества Литовского.

    Учитывая эти знания, Стерженский крест – типичный пример средневековых новгородских каменных крестов, а вот крест из деревни Верхний Аполец, по своему внешнему виду, характерен уже для крестов Великого княжества Литовского. И это неудивительно, поскольку граница между новгородскими (а с 1478 года уже московскими) землями проходила рядом – в 4 километрах. Деревня Верхний Аполец входила в состав чернокунной волости Велила, которая в 1482 г. вместе с другими волостями (Демон и Марёво) после конфискации была отдана Иваном III в вотчину князю Ф.И. Бельскому. Князь Федор Иванович, родом из Гедминовичей, владел городом Белый, входивший в XV в. в состав Великого княжества Литовского. Из-за участия в заговоре против Казимира IV бежал к Ивану III, за что и получил в вотчину пограничные уделы.

    В конце XV в. Иван III присоединил к Москве не только Великий Новгород и Тверь, но ещё и ряд пограничных земель, входивших ранее в состав Великого княжества Литовского. Этот процесс происходил на фоне военных походов и погромов пограничных территорий с обеих сторон. В 1488 г. не обошли военные действия стороной и рассматриваемые нами волости: «А исъ Торопца наместник торопецки князь Семен Соколинской, наслав многих людей на наши волости Новгородские, да волости выграбили и выжгли и животы людские поимали. А у нашего слуги у Федора у Ивановича у Бельского слуг его добрых людей побили на имя Митю Иванова сына Юрова, да опрочь того семь человек слуг его до смерти побили; а иных волостных людей многих перебили до смерти и головами свели…»

    Поэтому мы не исключаем вероятности, что каменный крест у д. Верхний Аполец мог быть связан именно с событиями 1488 г. Месторасположение, форма лопастей креста, размер и повреждения в средокрестии, которые могли быть связаны с уничтожением родового знака (часто встречаются на каменных крестах Великого княжества Литовского XV—XVI вв.), предварительная датировка вполне укладываются в эту версию.

    И оказывается, что реальная история Стерженского креста и креста из д. Верхний Аполец может быть гораздо сложнее и интереснее, чем представляют себе многие обыватели.

    Также мы хотим обратить внимание на ещё одну составляющую в этой истории с табличкой и крестом. Дело в том, что авторы перемещения креста своими действиями полностью игнорируют патриотичный посыл, указанный на табличке: «дабы помнили потомки историю свою». Во-первых, поскольку они не знают и не ценят историю, а предлагают вместо знаний фантазии и мишуру, то и помнить им нечего. Во-вторых, они не понимают важности сохранности исторического объекта в том месте, где он был создан ранее, за много лет до появления на свет этих якобы доброхотов. Вместо того, чтобы приводить в людей, которым нужна исторические знания и память, в сохранившийся исторический ландшафт, они создают фейки у проторенных дорожек. В-третьих, самовольное вытаскивание из грунта и перемещение средневекового каменного креста с подпятным камнем попадает под действие статьи 243.2 УК РФ. Когда мы узнали об этом, то на соответствующем тверском форуме достаточно корректно попытались объяснить, что эти люди делают плохое, а вовсе не доброе дело. Увы, понтов и амбиций в ответ от этих «радетелей истории» было выше крыши. Они решили, что спасают от забвения старый крест, поэтому его просто необходимо было перетащить в место, где проезжает много туристов. И после всего этого они будут напыщенно говорить о сохранении памяти? Лицемеры. Помните классическое: «Там, где процветает серость, к власти всегда приходят чёрные».

    Нам могут возразить - эти люди не врут, они только представили свою версию событий. Увы, это наивное заблуждение, поскольку в данном случае нам, в виде чётко сформулированных утверждений, представлены фантазии и измышления без анализа известных науке фактов.

    А.Л. Потравнов
    Т.Ю. Хмельник